посмотреть на карту

Вид из космоса Старые песни.MP3 Храм Ивана Богослова Церковный хор Страница памяти Окна в прошлое История школы Свадебный обряд Стрильче сегодня (фото) Гостевая О нас
Село Стрильче
Городенковского района Ивано-Франковской области,
Западная Украина

О селе
Первое письменное упоминание о селе датируется 1438 годом (княжеская перепись населения), хотя в этот период Покутье находилось под Польшей, там еще существовали подвластные Польши княжества, в которых действовали княжеские законы. Фактически село существовало еще раньше, в прадавнее время, о чем говорят археологические раскопки. Покутье (с центром в Коломые ) входило в Галицко- Волынское княжество, которое межевало с Османской империей, к которой в то время входили Молдавия и Румыния. Самая полоса пограничья в нашей местности, проходила по линии Серафинцы -Чернятин - Чортовец. Подтверждением этому служит тот факт, что в этих населенных пунктах многие люди имеют фамилии татаро-турецкого происхождения. На Покутье княжили Тиверськие князья, их городища находились на берегах Днестра. Связи между собой они поддерживали водным путем. В нашей местности княжеское большое городище находилось в Городнице, из которой через башни наблюдения – Могилки (Городница)-Меней (Стрильче)- Стражница (Стрильче) - сигналами поддерживал связь с городищем, непосредственно на границе, которое находилось на высотах нынешнего города Городенки. Исходя из выше сказанного, в нашем селе было две наблюдательные башни, которые обслуживали княжеские дружинники. Наверное они имели свое поселение именно на Поселке , откуда и походит название этого угла (микрорайона). Путь из Городницы к Городенке пролегал Городницким и Стрелецким Лугом, через поселок в направления : Янцы-Стражница -Котикивка (центр села был в плавнях заросших камышом). Теперь село разделено на такие углы: Поселок, Янцы, Солонец, Залевады, Пляскивка,Цимбаливка, Кольония, Вовки, Луг , Деринивка.

Сельская управа.
В селе было 40 присяжных (депутатов), которые выбирали старосту, решали все сельские дела, распоряжались общественной землей, пастбищем, лесом. Следили за тем, чтобы в селе был порядок, исправные дороги, мосты. На строительстве дорог и мостов должен был отработать каждый трудоспособный гражданин 6 дней в году. На случай пожара все люди с своим пожарным инвентарем должны были гасить пожар .В селе была добровольная пожарная команда, которая для гашения пожаров имела конные пожарные водометы. Для воров (без этого не обходилось), была своя буждигарня (тюрьма). Она находилась в доме Ветлечебницы, имела маленький отдельный заезд с правой стороны. Жандармы закрывали туда воров и нарушителей общественного порядка. За австрийских времен 1848 года был поставлен крест-памятник "Уничтожения барщины". На преддверии празднования уничтожения барщины ребята и девчата наводили возле памятника порядки. В день празднования происходил молебен, а после обеда было принято сажать фасоль. Во времена Австрии в поселке была построена канцелярия и школа, где теперь находится резиденция священника.

О голоде 1946-1947 гг.
Год 1945 был урожайным на сельскохозяйственные культуры. Много было сдано государству зерна в счет поставок. Были еще добровольно-принудительные сверхплановые обязательства, в результате чего запасы крестьян исчерпались. Мало зерна у крестьян осталось на посев, еще меньше – для собственного потребления. Была беда что не было в запасе кукурузы, фасоли, картофельи. И наступил голод.Чего только не ели голодные люди: листья крапивы, цвет акации, сухой жом, жмых, мясо издохших коней. Кони и коровы околевали от голода, чтобы прокормить их (так как это были основные кормильцы семьи) люди расшивали дома и той соломой кормили животных. Легче стало людям, когда начало наливаться зерно. Люди срывали колосья, молотили, растирали на жерновах и варили похлёбку. Так было. Пусть Бог хранит, чтобы такое не повторилось.